#РПЦЗ_РосПЦ #осторожно_сжецерковь_мп_рпц ПРОТОКОЛ № 4 заседания архиерейского собора Русской Православной Церкви за границей. 23 августа/5 сентября 1927 г. 23 августа/5 сентября 1927 г. Священный Собор архиереев Русской православной церкви за границей слушали: 1) Послание заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия и временного патриаршего Священного Синода от 16/29 июля 1927 года; 2) письмо митрополита Сергия митрополиту Евлогию от 1/14 июля 1927 года за № 96; 3) его же копию протокола патриаршего Синода от 27 мая того же года за № 97; 4) письмо митрополита Сергия и патриаршего Синода митрополиту Евлогию от 1/14 июля того же года за № 93; 5) циркулярное письмо на имя митрополита Антония и других заграничных епископов от 12/25 августа за № 1731. По всестороннем обсуждении всех этих документов, в связи с постановлением заграничного архиерейского Синода от 27 августа/9 сентября 1926 года и 13/26 января 1927 года и отзывами преосвященных, не прибывших на Собор, на послание митрополита Сергия от 28 мая/10 июня 1926 года и на письмо его же от 30 августа/12 сентября того же года, Собор архиереев признали следующие положения: 1. Послание заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия и временного патриаршего Синода составлено не свободно, а под сильным давлением безбожной советской власти. 2. Послание преследует недостижимую цель — установить союз между безбожной большевистской властью и православной церковью и, следовательно, сделать ее орудием этой власти не только в пределах страждущей России, но и за границей. 3. Послание имеет в виду установить союз Святой православной церкви с властью, разрушающей и церковь, и всякую религию, и нашу Родину, и союз столь тесный, что "радости и успехи" советской власти признаются в нем "радостями и успехами церкви", а "ее неудачи — неудачами церкви" и "всякий удар, направленный против советской власти, — как удар, направленный на церковь". 4. Послание вызовет новую и тяжкую смуту и разделение в нашей церкви и даст повод опасаться за чистоту православия в России. 5. По своему содержанию послание не архипастырское, а чисто политическое и посему не может иметь церковно-канонического значения. Хотя церковь должна быть выше политических пристрастий и партийности, но она не должна быть совершенно безучастна к политическим вопросам государственной жизни. Церковь должна благословлять не только христианскую политику государства, но и борьбу его с противохристианскими, а тем более с безбожными началами, тогда как послание благословляет противохристианскую политику. 6. В самой редакции послания чувствуется рука врагов церкви: вполне правильно сообщая в письме к митрополиту Евлогию, что патриаршим указом 1922 года было закрыто Временное высшее церковное управление за границей, в своем послании митрополит Сергий уже называет его синодом. Таковым смешением двух различных учреждений углубляется церковная смута за границей. 7. Постановление Временного патриаршего синода "об увольнении от должностей" и "об исключении из клира находящихся в ведении Московской патриархии" архипастырей и прочих священнослужителей, если они откажутся подписать присланное обязательство о лояльности к советскому правительству, есть превышение власти и противоречит не только канонам и посланию архипастырей — соловецких узников к советской власти, но и посланию самого митрополита Сергия от 10 июня 1926 года, не признавшему возможным применять церковные наказания к заграничному духовенству "за его неверность Советскому Союзу". И определили: 1. Заграничная часть Всероссийской церкви отселе должна прекратить административные отношения с Московской церковной властью ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения ее безбожною советскою властью, лишающей ее свободы в своих волеизъявлениях и канонического управления церковью. 2. Чтобы освободить нашу иерархию в России от ответственности за непризнание советской власти заграничною частью нашей церкви, впредь до восстановления нормальных сношений с Россией и до освобождения нашей церкви от гонений безбожной советской властью, заграничная часть нашей церкви должна управляться сама, согласно священным канонам, определениям Священного Всероссийского поместного православного собора 1917 — 1918 гг. и постановлению Святейшего патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего церковного совета от 7/20 ноября 1920 года, при помощи архиерейского синода и собора епископов под председательством Киевского митрополита Антония. 3. Заграничная часть Русской церкви почитает себя неразрывно единою частью великой Русской церкви. Она не отделяет себя от своей матери-церкви и не считает себя автокефальною, она по-прежнему считает своею главою патриаршего местоблюстителя Петра и возносит имя его за богослужениями. 4. Если последует постановление митрополита Сергия и его синода об исключении заграничных епископов и клириков, не пожелавших дать подписки о лояльности советскому правительству, из состава клира Московского патриархата, то такое постановление будет неканоническим. 5. Решительно отвергнуть предложение митрополита Сергия и его синода дать подписку о лояльности советскому правительству как неканоническое и весьма вредное для Святой церкви как в России, так и за границей. Председатель Архиерейского собора Антоний, митрополит Киевский и Галицкий